
Использование современной цифровой образовательной среды для реализации образовательных программ педагогическими работниками в командном режиме (72 часа)
Аннотация программы. Значимость реализации данной программы в достижении задач федерального проекта «Цифровая образовательная среда» заключается в повышении уровня функциональной грамотности педагогов с опорой на потенциал современной цифровой образовательной среды, а также в повышении цифровой грамотности, развитии компетенций в области современных технологий.
В ходе изучения программы слушатели овладеют информационной компетентностью – это системное образование знаний и умений в области информационно-коммуникационных технологий и опыт их использования, а также способность совершенствовать свои знания, умения и принимать принципиально новые решения в меняющихся условиях или непредвиденных ситуациях с использованием новых технологических средств.
Цель реализации программы: заключается в совершенствовании педагогов в области создания современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Область применения. Программа направлена на формирование гибких навыков («soft skills») работы в цифровой образовательной среде, практику организации и ведения образовательного процесса в условиях активного использования онлайн и оффлайн инструментария, реализации командной работы и индивидуального обучения, проектирования нелинейного расписания в условиях командной работы, организации оперативной обратной связи, эффективных процедур оценивания, в том числе для организации удаленной совместной работы и активного сотрудничества.
Категория слушателей: педагогические работники образовательных организаций
Общая трудоемкость обучения: 72 часа
Структура программы:
- Входное тестирование – диагностика профессиональных дефицитов
Слушателям предлагается входной тест, содержащий вопросы по каждому из модулей программы. По итогам прохождения теста будут выявлены профессиональные дефициты слушателей и предложены для обучения те модули (образовательные маршруты), освоение которых приведет к совершенствованию профессиональных компетенций и устранению профессиональных дефицитов.
- Инвариантный блок (2 модуля, 16 часов)
Слушателям предлагаются 2 обязательных инвариантных модуля общим объёмом 16 часов.
Содержание модулей в лекционных и практических форматах охватывают вопросы государственной образовательной политики в контексте цифровой трансформации образовательной деятельности и задач федерального проекта «Цифровая образовательная среда» с учетом приобретенного опыта дистанционного обучения и использования потенциала СЦОС в период весеннего обучения3
В рамках обучения по данному модулю слушатели получат информационные компетенции: изучат понятие и структуру педагогической системы в СЦОС, нормативную базу дистанционного обучения (ДО), понятие, термины, модели и принципы ДО; обсудят в форуме в формате виртуальной дискуссии структуру педагогической системы в СЦОС, научатся планировать учебный процесс по одной из моделей ДО применительно к своему образовательному учреждению. Таким образом, по итогам изучения 1 модуля будет сформирована компетенция готовности проектировать и управлять разработкой педагогической системы в СЦОС.
В рамках обучения по данному модулю слушатели получат информационные компетенции: изучат типологию дистанционных учебных курсов, логику разработки и критерии их оценки, принципы разработки системы контроля для ДО; научатся разрабатывать учебно-тематический план очно-дистанционного и дистанционного курса с указанием видов контроля, разрабатывать структуру дистанционного курса; получат компетенции в сфере организации дистанционной учебной деятельности: умение анализировать ситуацию, оценивать собственные профессиональные возможности; получат навыки самоорганизации, реализации и развития индивидуальности в рамках реализации ДО, готовности к профессиональному росту. Таким образом, по итогам изучения 2 модуля будет сформирована компетенция способности планировать и управлять учебной работой в СЦОС.
- Вариативный блок (4 модуля по выбору из 9 модулей, 32 часа)
Слушателям предлагаются на выбор по итогам диагностики профессиональных дефицитов 4 из 9 модулей общим объемом 32 часа.
Содержание модулей направлено на формирование четкого понимания возможностей и особенностей организации образовательной деятельности в СЦОС, понимание особенностей проектирования базовых составляющих педагогической системы в условиях очного и дистанционного обучения.
Проблема выбора метода обучения для реализации образовательного процесса в цифровой образовательной среде стоит очень остро. Как показала практика, простой перенос классических методов не решает поставленных целей обучения, требуется, как говорят, их цифровая трансформация. В чем смысл и особенности этой трансформации мы и разберем в процессе совместной работы.
Главная цель обучения по модулю «Методы обучения в СЦОС. Реализация метода дискуссии в СЦОС» – развитие компетентности применять современные методы и приемы обучения в СЦОС для обеспечения качества образовательного процесса, реализуемого в цифровой среде.
По результатам освоения модуля вы:
- будете знать: сущность понятий «метод обучения», «прием обучения»; современную классификацию методов обучения; особенности СЦОС, вызывающие необходимость трансформации общедидактических методов для их результативного использования в цифровой среде и появление новых «цифровых» методов обучения; методы обучения в СЦОС;
- будете уметь: выбирать методы обучения в соответствии с планируемыми результатами деятельности учащихся в СЦОС; искать, отбирать и разрабатывать методические и дидактические материалы для учащихся в цифровой форме, способствующие оптимальной реализации метода дискуссии для получения образовательного результата;
- приобретете опыт использования метода дискуссии в условиях реализации образовательного процесса в СЦОС.
Главная особенность и ценность модуля заключается в том, что освоение его содержания осуществляется методом дискуссии в СЦОС, т.е. мы на практике погрузимся, осмыслим и прочувствует этот метод.
Проблема выбора метода обучения для реализации образовательного процесса в цифровой образовательной среде стоит очень остро. Как показала практика, простой перенос классических методов не решает поставленных целей обучения, требуется, как говорят, их цифровая трансформация. В чем смысл и особенности этой трансформации мы и разберем в процессе совместной работы.
Главная цель обучения по модулю «Методы обучения в СЦОС. Реализация метода проектов в СЦОС» – развитие компетентности применять современные методы и приемы обучения в СЦОС для обеспечения качества образовательного процесса, реализуемого в цифровой среде.
По результатам освоения модуля вы:
- будете знать: сущность понятий «метод обучения», «прием обучения»; современную классификацию методов обучения; особенности СЦОС, вызывающие необходимость трансформации общедидактических методов для их результативного использования в цифровой среде и появление новых «цифровых» методов обучения; методы обучения в СЦОС;
- будете уметь: выбирать методы обучения в соответствии с планируемыми результатами деятельности учащихся в СЦОС; искать, отбирать и разрабатывать методические и дидактические материалы для учащихся в цифровой форме, способствующие оптимальной реализации метода проектов для получения образовательного результата;
- приобретете опыт: использования метода проектов в условиях реализации образовательного процесса в СЦОС; анализа существующих успешных практик реализации метода проектов.
Главная особенность и ценность модуля заключается в том, что освоение его содержания осуществляется методом проектов в СЦОС, т.е. мы на практике погрузимся, осмыслим и прочувствует этот метод.
Модуль позволит выявить специфику и приемы реализации различных организационных форм обучения в цифровой образовательной среде; охарактеризовать организационные формы, которые нашли наиболее широкое применение в практике дистанционного обучения. Для разных видов занятий, проводимых в цифровой образовательной среде, вы определите условия, которые способствуют индивидуализации обучения, повышению активности учащихся, позволяют расширить спектр образовательных целей в плане формирования цифровых компетенций и soft skills. Вы сделаете для себя выводы о необходимых изменениях в процессе педагогического руководства учебной деятельностью при проведении учебных занятий в цифровой среде в он-лайн или офф-лайн режимах, определите возможности объединения педагогических усилий, командной работы.
В рамках модуля мы обсудим обобщенный алгоритм подготовки дистанционного занятия.
С учетом того, что образовательные результаты обеспечивается не отдельными организационными формами обучения, а их продуманной, взаимосвязанной системой, основной практической задачей модуля является разработка комплекса организационных форм обучения в проектируемой СЦОС (дистанционном курсе).
Модуль состоит из двух частей.
В первой части, «Факторы, определяющие формы обучения в СЦОС. Типология организационных форм обучения в СЦОС», вы систематизируете информацию о различных видах дистанционных занятий и форм обучения. На этой основе вы примите решение о целесообразности использования определенного набора организационных форм обучения в цифровой образовательной среде, которая является предметом вашей разработки. С использованием цифровых инструментов концептуальной визуализации информации вы оформите обоснование предполагаемого комплекса форм обучения в цифровой среде.
Во второй части, «Организационные формы обучения, нацеленные на освоение новых знаний. Цифровая трансформация урока изучения нового материала, лекции в СЦОС», вы освоите ряд приемов подготовки и проведения данного типа дистанционных занятий. Мы совместными усилиями разработаем систему критериев оценивания урока изучения нового материала, проводимого в цифровой среде. Разработанная система критериев найдет практическое применение в процессе ознакомления с успешными практиками проведения дистанционных уроков и при анализе проблем и затруднений, которые возникли в предшествующий период удаленного обучения.
Практической задачей этой части модуля является разработка сценария и цифровых материалов дистанционного урока изучения нового материала или фрагмента лекции для дистанционного курса в соответствии с выбранной моделью дистанционного обучения.
Модуль нацелен на понимание специфики подготовки и проведения различных видов занятий и форм организации образовательного взаимодействия в цифровой образовательной среде. Будут проанализированы организационные формы, которые нашли наиболее широкое применение в практике дистанционного обучения. Вы освоите приемы, которые способствуют индивидуализации обучения, повышению активности учащихся, позволяют расширить спектр образовательных целей в плане формирования цифровых компетенций и soft skills.
В рамках модуля мы обсудим обобщенный алгоритм подготовки дистанционного занятия в он-лайн или офф-лайн режимах. В процессе освоения модуля вы разработаете комплекс организационных форм обучения в проектируемой СЦОС (дистанционном курсе) в соответствиии с выбранной моделью дистанционного обучения, определите необходимость и возможности объединения педагогических усилий, командной работы педагогов.
Модуль состоит из двух частей.
В первой части, «Факторы, определяющие формы обучения в СЦОС. Типология организационных форм обучения в СЦОС», мы обсудим различные виды дистанционных занятий и форм обучения в цифровой среде. На этой основе вы составите комплекс организационных форм обучения в цифровой образовательной среде, которую проектируете. Вы познакомите со своей педагогической задумкой коллег по обучению, которые оценят ее критически и постараются подсказать вам интересные идеи. Для четкого обоснования своего проекта и эффективной коммуникации вам пригодятся цифровые инструменты концептуальной визуализации информации.
Во второй части, «Организационные формы обучения в СЦОС, нацеленные на применение знаний и умений. Варианты дистанционных уроков. Организация круглого стола в СЦОС», вы освоите ряд приемов подготовки цифровых учебных материалов для проведения данного типа дистанционных занятий. Поскольку именно проведение практических занятий в цифровой среде часто вызывает затруднения, мы совместными усилиями оценим наиболее удачные практики. Вы сможете выявить приемы и формы обучения, которые в позволят не только разнообразить практическую учебную деятельность в цифровой среде, но и формировать учащимся актуальные цифровые компетенции.
Важной составляющей этой части модуля является освоение приемов проведения круглого стола в цифровом пространстве. Именно в такой форме будет проводиться подведение итогов, представление и обсуждение результатов нашей образовательной программы. В рамках данного модуля мы начинаем подготовку, чтобы на практике раскрыть многогранный потенциал этой интересной организационной формы обучения в цифровой среде.
Практической задачей этой части модуля является разработка сценария и цифровых материалов дистанционного занятия, на котором могут решаться задачи формирование навыков и умений самостоятельно применять знания в новых ситуациях, обобщения знаний и их систематизации (в соответствии с выбранной моделью дистанционного обучения).
Несомненно, различные цифровые инструменты и сервисы будет использоваться и в других модулях этого курса, но в модулях, посвященных именно этой тематике, акцент будет сделан на подробное рассмотрение и освоение функционала конкретных платформ и сервисов с позиции решения педагогических задач.
В рамках изучения данного модуля слушатели освоят на практике основные педагогические и технологические приемы представления информации в информационно насыщенной образовательной среде на основе имеющихся качественных разработок и создания собственных материалов в различных форматах, включая современные возможности виртуальной и дополненной реальности, познакомятся с конкретными успешными практиками учителей. Особенно важно подчеркнуть потенциал командной работы при создании таких ресурсов учителями и учениками, чему способствует широкий спектр сетевых возможностей.
Будет уделено внимание использованию широкого спектра образовательных материалов, созданных профессиональными разработчиками, которые существенно обогащают наглядный ряд и обеспечивают поддержку разных вариантов представления информации, наиболее доступных для восприятия конкретным учеником.
Важное место в этой теме занимают и платформы для организации обучения с применением ЭО, ДОТ, массовые открытые онлайн курсы, видеоресурсы, которые не только можно использовать, но и полезно анализировать с позиции современных вариантов представления информации.
Цифровые средства обучения для организации учебного процесса
Сервисы, которых будет идти речь в данном разделе, должны быть направлены как на организацию персонального педагогического пространства в сети интернет, как и на потенциал организации командной работы для более взвешенного формирования учебной нагрузки и разностороннего оценивания деятельности учеников. Организация разумной взаимопомощи среди учеников и педагогов – очень важный аспект современной организации образовательного процесса с СЦОС.
В качестве примера рассматриваемых сервисов рассмотрим наиболее популярные Google/Яндекс, состав которых позволяет учителю не только работать с системой хранения файлов (например, Google/Яндекс Диск), и документов, системой планирования деятельности (Google/Яндекс календари), системой взаимодействия с учащимися в файлах с возможностью настройки прав доступа. В сетевом хранилище педагог может отслеживать автоматический сбор данных из анкет/тестов, обеспечить быстрый доступ к учебному видео.
Также персональное пространство педагога может состоять из личных интернет ресурсов, таких как блог/сайт, персональная страница на сайте образовательной организации.
Слушатели научатся ориентироваться в большом массиве инструментов и сервисов и выбирать адекватные ресурсы, исходя из педагогических задач, освоят на практике основные педагогические и технологические подходы и приемы организации учебного процесса в СЦОС, познакомятся с конкретными успешными практиками учителей.
В ситуации слишком большого количества цифровых инструментов и сервисов важно четко понимать, какие педагогические задачи мы намерены решить с их помощью. Подчеркнем, что при организации дистанционного обучения очень важно обеспечить диагностику достижений учащихся и контроль результатов обучения. Многие приемы можно использовать и при очном обучении.
Исходя из этого, в рамках данного модуля будут рассмотрены различные типы инструментов и сервисов в контексте организации педагогического оценивания, включая средства контроля. В настоящее время для этих целей успешно применяется целый ряд систем-оболочек, которые могут быть использованы преподавателем для разных видов контроля знаний с применением, в том числе, самоконтроля. Все это позволяет стимулировать повторение и закрепление учениками пройденного материала. Активно используются учителями электронные тренажеры, основным предназначением которых является отработка практических навыков и умений школьниками. Обычно этот инструментарий содержит краткую информацию из теории соответствующего предмета, после чего производится тренировка детей на самых разных уровнях с осуществлением контроля и самоконтроля.
Идея индивидуализации обучения заложена в автоматизированные обучающие инструменты, под которыми понимается определенная среда, выполняющая функции показа и контроля материала учебного предмета, которые взаимодействуют между собой исходя из принципа обратной связи.
Большое внимание будет уделено освоению инструментов для разработки собственных инструментов оценивания различного типа, которые вовсе не ограничиваются тестами и тренажерами.
Важно подчеркнуть роль сообществ пользователей разных платформ и сервисов, которые формируют открытые банки заданий, разработанных и опубликованных в сети.
С позиции командной работы следует обратить внимание на варианты организации совместной работы учеников с возможностью проанализировать вклад каждого, а также на возможность оценивания выполненных учениками заданий и проектов разными педагогами с разных позиций.
Слушатели освоят на практике основные педагогические и технологические подходы и приемы организации оценивания с помощью цифрового инструментария, познакомятся с конкретными успешными практиками учителей.
Этот модуль содержит аспекты проектирования профессиональной деятельности педагога в условиях проведения учебного процесса в цифровой образовательной среде, который разработан с учетом затруднений, возникших в ситуации удаленного обучения учащихся в период пандемии. Вы научитесь строить свою профессиональную деятельность с опорой на логические умозаключения о содержание понятия педагогическая деятельность, сформируете умения решать педагогические задачи как важной составляющей профессионализма педагога, спроецированного на дистанционное обучение. Мы поговорим о том, как проводить учебный процесс с учетом специфики педагогической деятельности в СЦОС. Также мы обсудим soft skills педагогов дистанционного обучения и вы узнаете, как возможности цифровых технологий трансформировали педагогическую деятельность (требования к педагогам дистанционного обучения) и трансформировались сами под ее (их) влиянием.
Модуль состоит из двух частей.
В первой части, «Основы профессионально-педагогической деятельности в СЦОС», вы обсудите содержание и сущность понятия педагогическая деятельность в традиционном смысле. Рассмотрите типы профессиональных задач в педагогической деятельности в СЦОС. В заключение сформируете умение решать педагогические задачи как важная составляющая профессионализма педагога.
Во второй части, «Проектирование профессиональной деятельности педагога в условиях проведения учебного процесса в СЦОС», вы обсудите типичные ошибки – затруднения, которые выявлены вами в ходе дистанционной педагогической деятельности, поймете, каким образом проектировать эту деятельность с учетом выявленных ошибок. Узнаете специфику педагогической деятельности в условиях проведения учебного процесса в СЦОС, построите рамку цифровых компетенций педагога.
Этот модуль содержит основной материал по вопросам педагогической коммуникации в СЦОС. Особенностью этого модуля является его комплексный характер: содержание педагогической деятельности и педагогического взаимодействия рассматриваются в тесной взаимосвязи. Главное – будут созданы условия для того, чтобы после прохождения данного модуля, вы задумались о тех вопросах, которые обсуждаются в темах, и, в конечном счете, определили для себя свой стиль коммуникации в условиях проведения дистанционной педагогической деятельности.
Модуль состоит из двух частей.
В первой части, «Основы профессионально-педагогической деятельности в СЦОС», вы обсудите содержание и сущность понятия педагогическая деятельность в традиционном смысле. Выявите ценностные характеристики СЦОС для ведения педагогической деятельности. Обсудите готовность педагога к цифровому переходу и необходимость «преадаптации» к существующим трансформациям педагогической деятельности. Узнаете специфику педагогической деятельности в условиях дистанционного обучения, построите рамку цифровых компетенций педагога.
Во второй части, «Особенности педагогической коммуникации в СЦОС», вы изучите содержание понятия педагогическая коммуникация, рассмотрите структуру и типы педагогического взаимодействия в условиях проведения дистанционной педагогической деятельности. Выявите основные требования к организации педагогического общения в сети Интернет. Узнаете важность проектирования педагогического взаимодействия с учетом цифровой тени и цифрового следа субъектов образования.
Кроме лекций, в модулях есть практические задания. Одни из них являются примерами тех проблем, которые вы можете решить в обычной жизни, и позволяют таким образом применить теоретический материал модулей на практике. Другие задания также проверяют то, насколько хорошо вы запомнили ключевые моменты модулей.
Единственное требование к слушателям модулей – желание рассуждать, исследовать и обладать стремлением к совершенствованию педагогической деятельности в СЦОС. Никаких специальных знаний для прохождения модуля не требуется.
- Стажировочный блок (3 модуля по выбору из 8 модулей, 18 часов)
Слушателям предоставляется возможность выбора и посещения стажировочных площадок на базе образовательных организаций Ленинградской области и Санкт-Петербурга для знакомства с эффективными практиками работы в цифровой образовательной среде, практику организации и ведения образовательного процесса в условиях активного использования онлайн и оффлайн инструментария, реализации командной работы и индивидуального обучения, проектирования нелинейного расписания в условиях командной работы, организации оперативной обратной связи, эффективных процедур оценивания, в том числе для организации удаленной совместной работы и активного сотрудничества.
В ходе обучения слушатели познакомятся с основными направлениями Государственной политики Российской Федерации в области защиты прав и интересов семей, воспитывающих детей, в том числе с основными показателями национального проекта «Образование» и федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей»; с основными нормативно-правовыми актами, регулирующими процесс оказания консультативной помощи родителям, имеющим детей. В ходе практической части модуля совместно со слушателями будут разработаны конкретные меры, формы, порядок, условия оказания консультационных услуг, а также форматы рекламы и информирования родителей (законных представителей). Соревновательный формат практической работы – задание будет выполняться в малых подгруппах и оцениваться другими участниками обучения – позволит повысить мотивацию, обеспечить нацеленность на результат и на практический контекст обучения слушателей программы.
В ходе обучения слушатели познакомятся с видами, формой, спецификой и порядком оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей; временными и содержательными рамками деятельности специалиста службы в процессе оказания услуг; требованиями к квалификации; необходимыми навыками и компетенциями помогающего специалиста; содержательно-технологической моделью консультирования, методами и приёмами, используемыми в консультировании; алгоритмом работы с запросом семьи, обратившейся за консультацией. В рамках практической части модуля в ходе анализа и обсуждения материалов консультационных практик, ситуационно-ролевых игр, решения кейс-задач будут проработаны этапы и технические приёмы консультативного процесса, выявлен действенный алгоритм работы с запросами родителей целевой группы. Проведённый по итогам освоения модуля SWOT-анализ позволит слушателю оценить свою компетентность в данном направлении и определить для себя задачи дальнейшего профессионального и личностного развития.
В рамках данного модуля стажировки слушатели познакомятся с разными вариантами построения современной цифровой образовательной среды педагога в контексте СЦОС образовательной организации в целом, которая содержит как инвариантную часть, так и особенности в соответствии с конкретными условиями деятельности организации и педагогов Ленинградской области и Санкт-Петербурга.
Особенностью данного модуля стажировки является акцент на организацию коммуникации в современной цифровой образовательной среде между всеми участниками образовательного процесса: умение обеспечить оперативную связь, дружественную обстановку, командную слаженную работу педагогического коллектива. Будет продемонстрирован успешный опыт в данном направлении образовательных организаций Ленинградской области и Санкт-Петербурга.
Организация слаженной коллективной работы педагогических работников в условиях СЦОС позволяет спланировать образовательную деятельность без перегрузки педагогов и учеников, и вместе с тем, непрерывно повышать свой профессиональный уровень владения цифровыми технологиями за счет сотрудничества и обмена опытом между всеми членами педагогического коллектива. В основу стажировки положен успешный опыт образовательных организаций Ленинградской области и Санкт-Петербурга.
В рамках данного модуля основное внимание будет уделено комплексному представлению организации учебного процесса в современной цифровой образовательной среде, включая различные цифровые ресурсы и сервисы для сопровождения и оценивания деятельности учеников, организации групповой и индивидуальной работы в рамках очного и дистанционного обучения. В контексте данной темы также будут затронуты вопросы обеспечения необходимого уровня взаимодействия и сотрудничества между педагогами на конкретных успешных практиках образовательных организаций Ленинградской области и Санкт-Петербурга.
В данном модуле, в отличии от модуля 8.1, акцент сделан на особенностях создания СЦОС для детей с ОВЗ в условиях дистанционного обучения с опорой на практику коррекционной школы. Необходимость построения индивидуальных образовательных траекторий обучения для учеников, имеющих существенные особенности в восприятии материала и темпах обучения, стала основой разработки детальных методик и интересных приемов для организации учебного процесса, которые полезны для всех педагогов. С 2006 года, когда стартовал целевой федеральный проект, коррекционные школы активно применяют дистанционное обучение.
В рамках данного модуля стажировки будет сделан акцент на воспитательный потенциал СЦОС, поскольку современные цифровые средства не только предоставляют широкий спектр возможностей для осмысленного и ответственного включения школьников в формирование имиджа образовательного учреждения, но и позволяют повысить мотивацию к такой деятельности при обеспечении умелого сопровождения со стороны педагогов. СЦОС предоставляет новые возможности для формирования столь важных в настоящее время soft skills/ На стажировке слушатели смогут увидеть и проанализировать успешный опыт в данном направлении образовательных организаций Ленинградской области и Санкт-Петербурга.
Психологическая безопасность в СЦОС — это очень важная и актуальная тема, поскольку она связана с психическим и физическим здоровьем детей. Обеспечить доверительную атмосферу и партнерские отношения между учениками и учителями — очень сложная задача. Педагогу нередко требуются большие усилия, чтобы попытаться заглянуть в цифровой мир ученика без предвзятости и назидания, а именно для составления его «цифрового портрета» в контексте педагогических задач. Вовлечение учеников в просветительскую деятельность в данном направлении способствует повышению уровня осознания рисков и ответственности при использовании ресурсов интернета. Участники регионального проекта Ленинградской области по тематике психологической безопасности поделятся своим успешным опытом работы в данном направлении.
Развития интеллектуальной образовательной среды организации через внеурочную деятельность именно с использованием потенциала СЦОС существенно расширяет спектр возможных мероприятий и границы сотрудничества. Интеллектуальные игры, например, “Что? Где? Когда?” , между школами, городами и даже странами, стирая географические границы. СЦОС играет большую роль не только на этапе проведения подобных мероприятий, но и на этапе подготовки участников и мероприятия в целом. Подобная успешная практика Ленинградской области и Санкт-Петербурга будет представлена в рамках данного модуля стажировки.
- Итоговая аттестация (6 часов)
Итоговая аттестация предполагает итоговой работы по представлению структуры и отдельных элементов модели ДО или СЦОС педагога в командном или индивидуальном формате, а также прохождение тестирования для оценки эффективности обучения.
Зачисление слушателей на программу осуществляется по результатам прохождения конкурсного отбора и тестирования профессиональных дефицитов.
Форма конкурсного отбора: дистанционно (в режиме онлайн).
Общее количество слушателей программы, отбираемое на обучение: 500 человек.
Конкурсный отбор осуществляется дистанционно (в режиме онлайн) и включает два этапа. На каждом этапе потенциальные слушатели выполняют одно задание, результаты которого оцениваются Организационным комитетом в соответствии с установленными критериями (см. Порядок о конкурсном отборе).
СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ КОНКУРСНОГО ОТБОРА
Первый этап: онлайн тестирование на определение опыта использования потенциала СЦОС и преимущественной сферы работы для повышения адресности обучения.
Ссылка для прохождения онлайн тестирования: https://forms.gle/KRCH26p44JZDTjQe8
Тестовое задание включает 8 вопросов. Выполнение задания возможно только один раз, повторное выполнение задания не учитывается при подведении результатов конкурсного отбора.
Результаты выполнения задания оцениваются в соответствии с критериями, представленными в разделе 9.3.1. Порядка о конкурсном отборе.
Второй этап: онлайн тестирование профессиональных компетенций с целью выявления уровня цифровой грамотности потенциальных слушателей, уровня владения цифровыми технологиями.
Тестовое задание включает 55 вопросов. Время на выполнение задания – 60 минут. Выполнение задания возможно только один раз, повторное выполнение задания не учитывается при подведении результатов конкурсного отбора.
По результатам тестирования слушателям формируется индивидуальный маршрут – набор вариативных и стажировочных модулей, по которым они показали низкий и средний уровень развития профессиональных компетенций.
Ссылка для прохождения онлайн тестирования: https://forms.gle/S66uNzBNtv1E3yeB7
Результаты выполнения задания оцениваются в соответствии с критериями, представленными в разделе 9.3.2. Порядка о конкурсном отборе.
Сроки проведения отбора
‒ сроки публикации заданий: с момента опубликования Порядка о конкурсном отборе
‒ сроки выполнения заданий:
- первый этап (опыт использования СЦОС): в течении 7 дней с даты подачи заявки на обучение по программе;
- второй этап (тест компетенций): в течении 14 дней с даты подачи заявки на обучение по программе;
‒ оценивание заданий и информирование слушателей о результатах отбора осуществляется Организационным комитетом не позднее 3-х дней до момента начала занятий.
ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ
Каждый участник в рамках конкурсного отбора проходит входное тестирование профессиональных компетенций с целью определения профессиональных дефицитов и уточнения индивидуального образовательного маршрута (набора вариативных и стажировочных модулей).
В программе тестирования 55 вопросов по всем модулям, входящим в программу обучения. По результатам тестирования слушателям формируется индивидуальный маршрут – набор вариативных и стажировочных модулей, по которым они показали низкий и средний уровень развития профессиональных компетенций.

ГОРЮНОВА МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА
кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры математики, информатики и ИКТ ГАОУ ДПО «ЛОИРО»
Сфера научных интересов: педагогическая деятельность в СЦОС, организация и проведение дистанционного обучения, электронные цифровые ресурсы, а также методика преподавание информатики в школе. Автор и модератор блога «Информатики Ленобласти» с 2010 года. В период с 2001 года региональный координатор, эксперт, участник ряда региональных и федеральных проектов в Ленинградской области, связанных с информатизацией образования, эксперт в Проекте Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы «Развитие информационно-методических механизмов сопровождения мероприятий ФЦПРО, направленных на совершенствование (модернизацию) единой информационной образовательной среды Российской Федерации». Автор-разработчик дистанционных курсов повышения квалификации педагогов на сервере ДО ЛОИРО.
98 публикаций, из которых 2 монографии и 6 учебно-методических пособий.
E-mail: magspb@yandex.ru

КОНЮШЕНКО СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНА
кандидат физико-математических наук, доктор педагогических наук, профессор Института образования Балтийского федерального университета им. И.Канта
Сфера научных интересов: исследование проблем цифровизации образования в контексте внедрения STEAM-практик в образование. Автор курсов повышения квалификации по проблемам совершенствования профессиональных компетенций преподавателя в ЦОС.
Прошла стажировку в Техасском университете по программе «Разработка методологии дидактической инженерии в единстве с цифровыми технологиями для совершенствования ЦОС вуза». Участвовала в реализации проекта ЕС по 7-ой Рамочной программе Marie Curie, Actions, People «Стимуляторы и ингибиторы культуры доверия в образовательных взаимодействиях на основе ДОТ».
Эксперт Союза «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» по компетенции «»Преподавание в основной и средней школе». Эксперт ФУМО ВО по подготовке будущих педагогов.
Имеет 140 публикации, из них 19 учебно-методических
E-mail: sm_intel@mail.ru

НЕФЕДОВА МАРИЯ ИГОРЕВНА
старший преподаватель кафедры математики, информатики и ИКТ ГАОУ ДПО «ЛОИРО», окончила магистратуру факультета информационных технологий кафедры информатизации образования РГПУ им. А.И.Герцена
Сфера профессиональных интересов: Информационно-коммуникационные технологии и сетевые сервисы в работе преподавателя, цифровые инструменты и сервисы в образовании, дистанционные образовательные технологии.
E-mail: mashenka101087@gmail.com

НИКУЛИЧЕВА НАТАЛИЯ ВИКТОРОВНА
кандидат педагогических наук, специалист в области дистанционного обучения (с 2001 г.), директор проекта Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХИГС, доцент Московского городского университета (МГПУ), автор дистанционных курсов повышения квалификации и переподготовки (ФИРО, ИИТО ЮНЕСКО, МГППУ, МГПУ) по тематике организации системы электронного обучения (ЭО) с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ), подготовке преподавателя к работе в условиях ДОТ, разработке УМК для ЭО, ДОТ, внедрению ИКТ в образовательный процесс; руководитель федеральных экспериментальных площадок при ФИРО по внедрению дистанционного обучения в образовательные учреждения, победитель 3-го Всероссийского конкурса «Дистанционный учитель года 2001».
Автор 112 публикаций, 9 монографий.
В составе авторских коллективов была исполнителем и руководителем 13 госзаданий (НИРов) с 2007 по 2018 гг.
E-mail: nikulichevanv@gmail.com
Личный сайт: http://никуличева.рф

ПАВЛОВА ТАТЬЯНА БОРИСОВНА
кандидат педагогических наук, специалист в области дистанционных образовательных технологий, доцент кафедры цифрового образования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, участник проекта программы FP7-PE0PLE-2013-IRSES: Marie Curie Action (European Comission) «Международная исследовательская сеть для изучения и развития передовых педагогических знаний в области ICT инструментов, e-learning межкультурных компетенций» (2015 – 2018).
В составе авторских коллективов была и является исполнителем 10 госзаданий на выполнение НИР, проектов РНФ и РФФИ.
Автор 114 публикаций, 4 монографий, 5 учебно-методических пособий.
E-mail: pavtatbor@gmail.com

ШИЛОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА
доктор педагогических наук, профессор, специалист в области использования цифровых технологий в профессиональной педагогической деятельности, профессор кафедры педагогики и андрагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, руководитель региональных экспериментальных площадок по педагогически целесообразному развитию цифровой образовательной среды образовательной организации.
Автор более 200 опубликованных работ, среди которых 12 монографий, 10 учебно-методических пособий.
В составе авторских коллективов была и является исполнителем и руководителем более 10 проектов РФФИ и РГНФ по различным вопросам профессиональной педагогической деятельности (с 2003 г. по н/в).
E-mail: olganshilova@gmail.com

Объявлен набор слушателей на обучение в 2021 году
Уважаемые педагоги, ГАОУ ДПО «ЛОИРО» объявляет набор слушателей на обучение по эффективным программам повышения квалификации, разработанных в рамках федерального гранта Минпросвещения Российской Федерации по реализации национального проекта «Образование».




Итоговая аттестация
13 октября 2020 года состоялось итоговое занятие по программе. В ходе занятия слушатели представили свои итоговые работы и поделились опытом организации современной цифровой образовательной среды в регионах России. Поздравляем всех участников и надеемся на дальнейшее сотрудничество!


Лучшие стажировочные площадки
В ходе реализации программы состоялось выездное стажировочное занятие и экскурсия в Гатчину и Павловск (Ленинградская область)


Лучшие стажировочные площадки
В рамках стажировочных модулей слушатели посетили образовательные учреждения Ленинградской области и Санкт-Петербурга, где им представили опыт развития образовательной среды школы на основе GSuite и использования комплекса сервисов Google, включая Диск, Google класс, Meet и других, включая практическую работу в сервисах


В нашей команде работают лучшие эксперты
12 октября 2020 года в ходе реализации программы обучение проводил Карпушов Алексей Эдуардович, доцент кафедры управления ГАОУ ДПО «ЛОИРО», кандидат педагогических наук


В нашей команде работают лучшие эксперты
8 октября 2020 в ходе реализации программы обучение проводила Шилова Ольга Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, специалист в области использования цифровых технологий в профессиональной педагогической деятельности, профессор кафедры педагогики и андрагогики СПбАППО


В нашей команде работают лучшие эксперты
7 октября 2020 в ходе реализации программы обучение проводила Павлова Татьяна Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры цифрового образования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена


Лучшие стажировочные площадки
6 октября 2020 группа слушателей провела занятие в Академии цифровых технологий (Санкт-Петербург). Сотрудники Академии представили опыт академии в сфере организации цифровой образовательной среды, а также провели запоминающуюся экскурсию


В нашей команде работают лучшие эксперты
5-8 октября 2020 в ходе реализации программы обучение проводила Никуличева Наталия Викторовна, канд.пед.наук, доцент Дирекции образовательных программ МГПУ, директор проекта ФИРО РАНХиГС при Президенте РФ, победитель Всероссийского конкурса «Дистанционный учитель года 2001»


Дан старт обучению по программе
05 октября 2020 дан старт обучению по программе. В ГАОУ ДПО «ЛОИРО» собралась группа из разных регионов России: Южно-Сахалинск, Хабаровский край, Оренбург, Орск, наши ближайшие соседи из Санкт-Петербурга



Объявлен набор слушателей
Уважаемые педагоги, ГАОУ ДПО «ЛОИРО» объявляет набор слушателей на обучение по новым программам в рамках проекта «Учитель будущего» нацпроекта «Образование». Для обучение по программе (1) необходимо пройти конкурсный отбор, подробная информация представлена в специальном разделе ПОРЯДОК ОТБОРА
Обучение по программе (3) в 2020 году завершено. Вы можете ознакомиться с записями трансляций прошедших мероприятий:
- Модуль 1 «Педагогическая система в СЦОС»
- Модуль 2 «Планирование учебного процесса в СЦОС»
- Модуль 3.1 «Методы обучения в СЦОС. Реализация метода дискуссии в СЦОС»
- Модуль 3.2 «Методы обучения в СЦОС. Реализация метода проектов в СЦОС»
- Модуль 4.1 «Организационные формы обучения в СЦОС. Цифровая трансформация урока изучения нового материала в СЦОС»
- Модуль 4.2 «Организационные формы обучения в СЦОC, нацеленные на применение знаний и умений»
- Модуль 5.1 «Цифровые инструменты и сервисы. Представление информации»
- Модуль 5.2 «Цифровые средства обучения. Организация учебного процесса»
- Модуль 5.3 «Цифровые инструменты и сервисы. Организация педагогического контроля»
- Модуль 6.1 «Профессионально-педагогическая деятельность в СЦОС. Проектирование профессиональной деятельности педагога в условиях проведения учебного процесса в СЦОС»
- Модуль 6.2 «Профессионально-педагогическая деятельность в СЦОС. Особенности педагогической коммуникации в СЦОС»
- Модуль стажировки 7. «СЦОС современного педагога»
- Модуль стажировки 8. «Организация обучения в СЦОС»
- Модуль стажировки 9. «Организация социально-ориентированных образовательных мероприятий»
- Итоговая аттестация
Все видеоматериалы доступны на видеоканале проекта Учитель Будущего.
Дополнительные материалы (лекции, презентации, материалы для практических занятий) размещаются на целевом сайте программы с обеспечением авторизованного доступа, который предоставляется преподавателями в процессе обучения.
По вопросам технической поддержки обращайтесь к Вашему куратору и методистам
Фотографии прошедших мероприятий




















Ждем Вас в следующем году!
О начале набора слушателей на обучение по программе (3) в 2021 году будет объявлено дополнительно, следите за информацией.
В данном разделе представлены эффективные практики для организации непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов, а также лучшие практики использования дистанционных образовательных технологий для трансляции опыта и реализации концепции горизонтального обучения
Сборник лучших практик использования дистанционных образовательных технологий в Ленинградской области
Сценарии дистанционных уроков педагогов Ленинградской области:
- Блохина (русский язык),
- Жерегеля И.П. (литература),
- Алексеева А.И. (история),
- Петровская Д.А. (история),
- Хеорхе И.И. (право),
- Маточинская О.В. (математика),
- Семенова Ж.И. (физика),
- Николаева Т.А. (физика),
- Синицына Е.В. (химия),
- Шишкина О.М. (химия),
- Андреева Л.А. (химия),
- Ландышева Ю.А. (информатика)
- Абросимова С.Н. (информатика),
- Ягодова О.В. (информатика)
Опыт школ Ленинградкой области
- «Школьный арсенал перехода на ДО: от русского до физкультуры» (МКОУ «Лодейнопольский центр образования «Развитие») — в школе используется широкий спектр цифровых платформ, сервисов и АИС для мобильного перехода на ДО.
- «ДО как возможность развития» (МКОУ «Алеховщинская СОШ») — показаны преимущества ДО для педагогов, учеников и родителей.
- «Шаг за шагом навстречу цифре» (МБОУ «Кингисеппская гимназия») — четко спланированный пошаговый переход коллектива школы от дистанционного сопровождения к дистанционному обучению.
- «Школа-новостройка готова к перестройке» (МОБУ «Муринская СОШ №3») — молодой коллектив молодой школы спокойно и взвешенно воспринял вызовы перехода на ДО.
- «К старту в массовое ДО готовы» (МОУ СОШ «Всеволожский ЦО») — опыт работы в статусе региональной инновационной площадки стал надежным фундаментом построения массового обучения в формате ДО
- «Математика в тренде» (МБОУ «Гатчинский Лицей №3») — учителя математики как передовой отряд перехода на ДО.
Большое спасибо всем нашим слушателям за слова благодарности и отзывы!




Куратор обучения
Горюнова Марина Александровна, профессор кафедры математики, информатики и ИКТ ГАОУ ДПО «ЛОИРО», к.п.н., доцент