
Основы волонтерской деятельности (72 часа)
Аннотация программы: программа направлена на развитие компетенций педагогических кадров в рамках решения задач федерального проекта «Социальная активность» («создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе добровольчества»).
Программа включает модули, формирующие профессиональные компетенции педагогов по поддержке наставничества, развитию общественных инициатив обучающихся, волонтерского движения.
Методологическая направленность, практическое наполнение обучения будут обеспечены взаимодействием с экспертами проекта СПБ ГБОУ ДПО «Санкт-Петербургский межрегиональный ресурсный центр», Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ», Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования», ГБУ ДО «Центр «Ладога».
Значимость реализации данной программы для реализации задач федерального проекта «Социальная активность» заключается в повышении компетентности педагогов и расширении спектра проектов по развитию добровольчества и волонтерства в образовательных организациях (п.1.1 федерального проекта «Социальная активность»).
Процесс повышения квалификации педагогов включает эффективные инструменты обучающего взаимодействия с использованием форматов коллективной, групповой и индивидуальной работы, технологий горизонтального и сетевого обучения, самоуправления профессиональным развитием, общественно-профессиональной экспертизы и мониторинга.
Персонификация и индивидуализация процесса обучения будет обеспечена системой докурсового выявления профессиональных дефицитов и формирования индивидуальных образовательных траекторий обучения.
Цель реализации программы: развитие (совершенствование) профессиональных компетенций слушателей, направленных на организацию, развитие волонтерской деятельности обучающихся, наставничества, поддержки общественных инициатив и общественных проектов школьников в рамках федерального проекта «Социальная активность».
Область применения: программа предназначена для повышения квалификации педагогических работников, руководителей образовательных организаций, методистов. Приобретенные ими знания, умения и навыки будут способствовать повышению эффективности профессиональной деятельности по организации волонтерского движения подростков и молодежи.
Категория слушателей: учителя, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги, методисты, руководители образовательных организаций, в том числе, молодые специалисты с опытом работы до 3 лет.
Общая трудоемкость обучения: 72 часа
Структура программы:
- Входное тестирование – диагностика профессиональных дефицитов
Слушателям предлагается входной тест, содержащий вопросы по каждому из модулей программы. По итогам прохождения теста будут выявлены профессиональные дефициты слушателей и предложены для обучения те модули (образовательные маршруты), освоение которых приведет к совершенствованию профессиональных компетенций и устранению профессиональных дефицитов.
- Инвариантный блок (3 модуля, 18 часов)
Слушателям предлагаются 3 обязательных инвариантных общим объёмом 18 часов. Содержание модулей в лекционных и практических форматах охватывает темы содержательных, нормативно-правовых и организационно-методических основ создания и развития волонтерского (добровольческого) движения в России и направлено на развитие компетенций педагогических кадров в рамках решения задач федерального проекта «Социальная активность»: создание условий для развития волонтерства (добровольчества), наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов обучающихся.
Модуль ориентирован на подготовку слушателей к решению образовательных и воспитательных задач в профессиональной деятельности, направленной на организацию и развитие волонтерского движения обучающихся в условиях реализации национального проекта «Образование», на повышение роли волонтерства в развитии гражданского общества. В ходе обучения слушателям будут представлены цели, задачи, основные направления волонтерской деятельности, перспективный опыт ее организации, а также современные социально-педагогические технологии организации волонтерской деятельности.
В рамках практического занятия слушатели смогут не только изучить особенности проектирования, организации волонтерской деятельности, но и повысить собственный уровень развития профессиональных компетенций, готовность к активному применению технологий в профессиональной деятельности. Программа модуля разработана в соответствии с основными концептуальными положениями развития волонтерства в России, национальным проектом «Образование» (федеральный проект «Социальная активность»).
Модуль ориентирован на подготовку слушателей к решению организационно-правовых задач в профессиональной деятельности, связанной с организацией волонтерского движения обучающихся. Слушатели познакомятся с нормативным обеспечением волонтерского движения как вида общественной деятельности, имеющего целью создание условий для развития волонттерства; рассмотрят ряд нормативных и рекомендательных документов международного уровня, которые способствуют активизации волонтерской, добровольческой деятельности. В рамках практического занятия слушатели познакомятся с российским законодательством в области поддержки добровольческого движения, в том числе с федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», принятом в 1995 году, а также провозглашенной в 2001 году Всеобщей декларацией добровольчества, определяющей роль правительств государств, средств массовой информации, бизнеса и общественных структур в развитии волонтерского движения. В ходе круглого стола слушатели получат ответы на ряд актуальных вопросов, связанных с нормативно-правовым обеспечением организации волонтерской деятельности обучающихся.
Предлагаемый материал предназначен для подготовки слушателей, отвечающих за реализацию задачи, поставленной Указом Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», по созданию условий для поддержки общественных инициатив и проектов в сфере волонтерства (добровольчества). Данный модуль посвящен анализу и проектированию волонтерских практик педагогическими работниками образовательных организаций, организаций дополнительного образования, организаций среднего профессионального образования, руководителями систем образования разного уровня (региональных, муниципальных, институциональных). В материалах модуля раскрываются требования к содержанию, формам и механизмам реализации проектов и инициатив в сфере добровольчества, их результатам. Слушатели самостоятельно изучают учебно-методические материалы из предложенного списка литературы, анализируют актуальную информацию на организуемых форумах (вебинарах, в чатах социальных сетей) и формируют кейсы (эссе) с описанием волонтерских проектов.
- Вариативный блок (5 модулей по выбору из 10 модулей, 30 часов)
Слушателям предлагаются на выбор по итогам диагностики профессиональных дефицитов 5 из 9 модулей общим объемом 30 часов. Содержание модулей направлено на совершенствование знаний, умений и навыков в организации деятельности волонтерских объединений обучающихся в школах, учреждениях дополнительного образования детей по социально-педагогическому, образовательному, профориентационному направлениям, а также на организацию и управление волонтерскими ресурсами, роль и функции организатора добровольческого движения; участие волонтеров в социальных проектах; методы привлечения и обучения волонтеров; проектный подход при организации волонтерской работы, оценка эффективности деятельности волонтеров, коммуникации в волонтерской среде.
В настоящее время развитие российского общества характеризуется стремительными изменениями во многих сферах, трансформируется общественное сознание, пересматривается система ценностей, провозглашается и реализуется курс на формирование гражданского общества, фундаментом которого является добровольчество.
Содействие развитию и распространению добровольческой деятельности отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики в Российской Федерации. Более того, волонтёрство направлено на дополнение услуг, предоставляемых социальными программами в тех случаях, когда эти услуги нерентабельны, но необходимы обществу. Таким образом, волонтёрская деятельность как социальный феномен приобретает сегодня особую актуальность.
Слушатели курса изучат современные методы управления волонтерскими ресурсами, личностные и профессиональные качества волонтера, способы конструктивной коммуникации, проектный подход при организации волонтерской работы, технологию оценки эффективности деятельности волонтеров и волонтерской программы; рассмотрят компетенции, качества и функции тим-лидера, его обязанности, а также модели организации работы тим-лидеров с волонтерами.
По завершении обучения слушатели смогут успешно организовывать волонтерские инициативы и содействовать их реализации.
На любом этапе развития человеческой цивилизации существовали различного рода волонтёрские инициативы, посредством которых человек или группа людей бескорыстно решали актуальные для социума проблемы. Формально, не являясь профессиональным уровнем социальной работы, волонтёрство выполняет конкретные социальные функции. Добровольчество имеет своей направленностью нравственное воспитание, возрождение в социальной среде общечеловеческих ценностей, без которых невозможно полноценное развитие государства. Таким образом, волонтёрская деятельность как социальный феномен приобретает сегодня особую актуальность.
Слушатели курса обсудят с преподавателем уровень развития добровольческой деятельности в России; познакомятся с теоретическими основами, а также с практическими вопросами организации волонтерской деятельности; рассмотрят особенности межличностной и внутригрупповой коммуникации в среде волонтеров; изучат современные методы управления волонтерскими ресурсами; освоят технологию оценки эффективности деятельности волонтеров и волонтерской программы.
По завершении обучения слушатели смогут успешно организовывать волонтерские инициативы и содействовать их реализации.
Модуль ориентирован на подготовку слушателей к решению воспитательных задач в своей профессиональной деятельности в отношении создания условий для развития социальной активности обучающихся. В ходе освоения модуля, слушатели, уже имеющие опыт организации волонтерской деятельности, смогут развивать свои компетенции в этой области, в частности, совершенствовать способность оказывать организационно-педагогическую поддержку организации и самоорганизации обучающихся, их инициатив по созданию общественных объединений.
В рамках практического занятия слушатели смогут научиться разрабатывать организационную структуру волонтерского движения, научатся анализировать риски и трудности при организации и реализации волонтерской деятельности и разрабатывать способы их преодоления.
В ходе обучения слушателям будут представлены материалы по созданию необходимых организационно-педагогических условий для организации волонтерской деятельности обучающихся, разработанные на базе РГПУ им. А.И. Герцена.
Модуль может быть реализован как с использованием дистанционных образовательных технологий, так и с очным выездом в образовательную организацию, имеющую опыт организации и развития волонтерского движения молодежи.
Модуль ориентирован на подготовку слушателей к решению воспитательных задач в профессиональной деятельности, направленной на развитие социальной активности обучающихся посредством развития волонтерской деятельности. Слушателям будут представлены материалы по созданию организационно-педагогических условий для организации волонтерской деятельности обучающихся, а также алгоритм организации волонтерской деятельности. В рамках практического занятия слушатели научатся разрабатывать организационную структуру волонтерского движения, анализировать риски и трудности при организации и реализации волонтерской деятельности и разрабатывать способы их преодоления.
В ходе изучения модуля слушателям будут представлена информация о мировом и российском опыте волонтёрской деятельности, актуальных направлениях волонтерской деятельности в профессиональной ориентации обучающихся, что особенно актуально сейчас в условиях постоянно изменяющегося мира, появления новых профессий. Будут представлены новые (нестандартные) формы и методы работы со студенческим сообществом и школьниками в сфере профессионального самоопределения.
В контексте излагаемого материала волонтерская деятельность или добровольчество рассматривается как важный фактор профессионального самоопределения субъектов (обучающие – обучаемые), поскольку в основе лежит нацеленность на решение задач профессиональной ориентации и самоопределения.
В рамках практического занятия слушатели смогут познакомиться с новыми принципами, формами и технологиями, применяемые в рамках студенческой волонтерской деятельности, а также современными практиками по профессиональной ориентации школьников, и овладеть компетенциями по применению предложенных практик для собственной профессиональной деятельности в этой сфере.
Модуль ориентирован на подготовку слушателей к освоению новых компетенций по решению образовательных и воспитательных задач в сфере профессиональной ориентации. Погружение слушателей в информационно-практический материал предполагает обсуждение вопросов, связанных с деятельностью по профессиональной ориентации; получением опыта неформального образования; пополнением портфолио для дальнейших перспектив личностного развития; погружением в новые локации, синтезом с незнакомыми ранее компетенциями, как профессиональными, так и надпрофессиональными (soft skills), критической перестройкой мышления в условиях выхода из «зоны комфорта».
В рамках практических занятий слушатели смогут познакомиться с особенностями студенческого добровольчества применительно к практикам профессиональной ориентации школьников, и их результатами, а также определить возможность использования предложенных практик для собственной профессиональной деятельности в данном направлении: проведение олимпиад школьников из перечня РСОШ, профориентационные практики школьников (как очный формат, так и дистанционный), организация решения школьниками кейсовых заданий; игра-квест ElFestFun; развлекательно-познавательная игра, задания к которой придуманы и проведены студентами, участие студентов в подготовке школьников к ЕГЭ, в том числе в режиме онлайн и многое другое.
Модуль предназначен для подготовки слушателей, отвечающих за реализацию задачи, поставленной Указом Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», по созданию условий для поддержки общественных инициатив и проектов в сфере волонтерства (добровольчества). Материал посвящен анализу и проектированию волонтерских практик в сфере дополнительного образования.
В модуле рассматриваются возможности дополнительного образования при организации волонтерской деятельности в рамках реализации федерального проекта «Социальная активность» и деятельности Общероссийской общественной государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». В ходе изучения модуля слушатели изучают учебно-методические материалы, анализируют актуальную информацию в интернет-источниках с описанием волонтерских практик, знакомятся с практическим опытом волонтерских объединений в дополнительном образовании Ленинградской области и Российском движении школьников. Практическая работа, организованная в рамках освоения модуля, позволит слушателям проанализировать данный опыт с точки зрения адаптации к условиям своей образовательной организации.
В рамках освоения модуля слушатели примут участие в тренинге по разработке социальных проектов в рамках волонтерских практик. Тренинг направлен на практическую проработку основных этапов социального проектирования, выстраивание логики проекта в зависимости от проблем и особенностей целевой аудитории.
В материалах модуля волонтёрское движение рассматривается как инновационная практика дополнительного образования школьников, приоритетами которой являются вовлечение молодежи в социальную деятельность, обеспечение поддержки талантливой, научной, творческой и предпринимательской активности молодежи; формирование инструментов по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи. В ходе обучения слушателям будут представлены инновационные волонтерские практики в дополнительном образовании Ленинградской области, других регионов России. В рамках практического занятия слушатели смогут изучить, применить на практике технологии привлечения обучающихся к решению социально значимых проблем, вовлечения их в значимые события социального, культурного, спортивного, экологического волонтерства; поддержки инициатив учащихся в реализации волонтерских программ и проектов. В процессе анализа представленного материала слушатели смогут поделиться своим опытом работы с волонтерами-обучающимися.
Модуль ориентирован на подготовку слушателей к решению образовательных и воспитательных задач в своей профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования, активного развития современной цифровой образовательной среды, с учетом особенностей и потенциальных возможностей цифровых технологий.
В ходе обучения слушателям будут представлены результаты новейших исследований в области цифровизации образования, актуальные аспекты использования цифровых технологий в профессиональной деятельности, преимущества и риска цифровой социализации, а также арсенал современных цифровых технологий: электронные учебники, технологии и системы электронного обучения, информационные порталы, в том числе по поддержке и развитию волонтерской деятельности.
В рамках практического занятия слушатели смогут изучить особенности сетевого поколения в соответствии с их возрастными особенностями, а также определить собственный уровень развития цифровых компетенций, описывающего готовность к активному применению цифровых технологий в профессиональной деятельности.
Модуль предназначен для подготовки слушателей, отвечающих за внедрение целевой модели национальной системы профессионального роста педагогических работников в субъекте Российской Федерации адекватной задачам федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование, в частности для обеспечения повышения профессиональной компетентности педагогов в части организации добровольческой деятельности профессиональных сообществ.
В рамках модуля слушатели объединяются в группы и совместно обсуждают результативность российских добровольческих практик профессиональных сообществ педагогических работников; презентуют опыт работы сообществ в своем субъекте, муниципалитете, учреждении и анализируют эффективность их применения при внедрении целевой модели национальной системы профессионального роста педагогических работников (кейсы с описанием добровольческой деятельности профессиональных сообществ). Рассматриваются варианты применения анализируемых информационных материалов в своем субъекте, муниципалитете, образовательной организации при внедрении целевой модели национальной системы профессионального роста педагогических работников, формируется план («дорожная карта») развития (для членов ассоциации) или план сопровождения волонтерской деятельности педагогических сообществ в регионе/ муниципалитете/ образовательном учреждении. Формируют идеи волонтерских проектов.
- Стажировочный блок (2 модуля на выбор из 5 модулей, 12 часов)
Слушателям предоставляется возможность выбора и посещения стажировочных площадок для знакомства с практикой и опытом организации волонтерской (добровольческой) деятельности с обучающимися, развитию и поддержке их творческой инициативы в общественно-значимом проектировании, развитии талантов. Волонтерская деятельность как проект: понятие и сущность волонтерского (социального) проекта. Организация волонтерских проектов разного направления на примерах реальных отечественных и зарубежных волонтерских проектов. Использование методов проектирования для активизации инновационного потенциала группы и формирования команды социального проекта. Методы коллективной работы над проектом: мозговой штурм, метод деловой игры, метод создания сценариев, service-learning проекты.
Применение в волонтерской деятельности методов проектного управления обеспечивает обоснованность процессов выбора целей, путей достижения результатов, позволяет оптимизировать ресурсы.
В рамках данного модуля слушатели подробно рассмотрят этапы проектной деятельности в сфере волонтерства; изучат типологию современных волонтерских проектов, методологию разработки, реализации, мониторинга и оценки эффективности реализации проектов в волонтерской деятельности; научатся оценивать возможные риски, разрабатывать проектные документы на каждой стадии жизненного цикла проекта, а также рассмотрят успешные практики применения проектных методов управления.
Благодаря методам проектного управления волонтерская деятельность становится более эффективной. Грамотный выбор цели, а также конструктивные пути достижения результатов позволяют организаторам умело координировать работу проектной группы.
В рамках данного модуля слушатели рассмотрят понятие, сущность и этапы волонтерского проекта; изучат методы проектирования; освоят общие принципы составления бюджета волонтерского проекта; научатся разрабатывать проектные документы на каждой стадии жизненного цикла проекта.
Модуль ориентирован на подготовку слушателей, имеющих общее представление о поддержке и сопровождении волонтерской деятельности обучающихся, через овладение практическими умениями по организации мероприятий для волонтеров из числа обучающихся. В ходе прохождения стажировки слушателям будут представлены материалы по поддержке и сопровождению волонтерской деятельности в формате ознакомления с опытом работы РГПУ им. А.И. Герцена, СПб ГБУ «Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «Контакт», учебные материалы, на основании которых будут разработаны и представлены мероприятия по поддержке и сопровождению волонтерской деятельности обучающихся самими слушателями.
Слушатели выступят в роли тьюторов, готовых оказать психолого-педагогическую поддержку и сопровождение волонтерской деятельности обучающихся. Модуль стажировки может быть реализован как с использованием дистанционных образовательных технологий (онлайн вебинар, выполнение стажерских проб с использованием цифровых технологий и Интернет-ресурсов), так и с очным выездом в образовательную организацию, имеющую опыт организации и развития волонтерского движения.
Модуль ориентирован на подготовку слушателей, уже имеющих опыт в решении задач в своей профессиональной деятельности направленных на развитие социальной активности обучающихся, создание общественных объединений, в частности к совершенствованию готовности педагогов к организации и сопровождению волонтерской деятельности обучающихся в меняющихся социокультурных условиях.
В ходе прохождения стажировки слушателям будут представлены опыт организации и сопровождения волонтерской деятельности на базе РГПУ им. А.И. Герцена и СПб ГБУ «Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «Контакт»», на основании анализа представленных материалов слушателями будут разработаны проекты собственных алгоритмов и мероприятий по организации волонтерской деятельности обучающихся в условиях их образовательных учреждений.
В рамках стажировки слушатели выступят в роли организаторов и кураторов, способных поддерживать и сопровождать волонтерскую деятельность обучающихся. В качестве экспертов и консультантов в процессе подготовки и анализа результатов практических заданий стажировки будут выступать опытные специалисты по организации волонтерской деятельности молодежи, сотрудники РГПУ им. А.И. Герцена и СПб ГБУ «Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «Контакт»
Модуль ориентирован на подготовку слушателей к решению образовательных и воспитательных задач в своей профессиональной деятельности с использованием современных цифровых технологий, знакомство с имеющимся ресурсами в сфере поддержки волонтерства в России и отработку навыков их эффективного применения и отбора.
В ходе прохождения стажировки слушателям будут представлены основные цифровые ресурсы поддержки волонтерства в Российской Федерации, на основании чего будут разработаны концептуальные положения и содержание собственного цифрового ресурса для повышения эффективности профессиональной деятельности с учетом уровня развития цифровой грамотности и цифровых компетенций слушателей.
Модуль стажировки может быть реализован как с использованием дистанционных образовательных технологий (онлайн вебинар, выполнение стажерских проб с использованием цифровых технологий и Интернет-ресурсов), так и с очным выездом в образовательную организацию, имеющую опыт создания и ведения тематического цифрового ресурса поддержки волонтерского движения.
- Самостоятельная работа (6 часов)
В рамках самостоятельной работы слушатели осуществляют подготовку проектного задания по организации волонтерской деятельности обучающихся, поддержке их творческих инициатив в разработке и реализации общественно значимых мероприятий.
- Итоговая аттестация (6 часов)
Итоговая аттестация предполагает защиту проектного задания, а также прохождение тестирования для оценки эффективности обучения.
Каждый участник, подавший заявку на обучение, должен пройти входное тестирование профессиональных компетенций с целью определения профессиональных дефицитов и уточнения индивидуального образовательного маршрута (набора вариативных и стажировочных модулей).
Входная диагностика состоит из 65 вопросов на оценку и самооценку профессиональных компетенций по всем модулям, входящим в программу обучения.
На обучение приглашаются 100 слушателей, набравших не менее 30% правильных ответов по всем вопросам. По результатам входной диагностики слушателям будут предложены те модули, по которым выявлено наличие дефицитов в профессиональных компетенциях.
Все инструкции по прохождению тестирования будут представлены слушателям дополнительно по электронной почте вместе с приглашением пройти соответствующее тестирование.
Результаты тестирования будут представлены слушателям перед началом обучения.

БАЛОБАНОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
Доцент кафедры педагогики и психологии ГАОУ ДПО «ЛОИРО», кандидат педагогических наук, занимается вопросами проектирования и реализации воспитательной деятельности в образовательных организациях, профессиональной ориентации, гражданско-патриотического воспитания обучающихся и методического сопровождения специалистов по воспитанию.
Является автором научный статей, в том числе в журналах из перечня ВАК.

ВАСЮТЕНКОВА ИННА ВИКТОРОВНА
заведующий кафедрой педагогики и психологии ГАОУ ДПО «ЛОИРО», кандидат педагогических наук, доцент. Специалист в области поликультурного образования, профессионально-личностного развития педагога, проектирования воспитывающей и психологической образовательной среды, психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса.
Является автором научный статей, в том числе в журналах из перечня ВАК.

ВЕРЕВКИНА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА
работала методистом дошкольного учреждения, преподавателем и заведующей кафедрой педагогики начального образования в педколледже, проректором по научно-методической работе Хабаровского краевого института развития образования, начальником департамента развития общего образования комитета общего и профессионального образования Ленинградской области.
Имеет большой опыт участия в федеральных и региональных проектах по информатизации системы образования, реструктуризации сети образовательных организаций, развитию инновационной инфраструктуры в системе образования, исследованию профессиональных компетенций педагогических кадров, кандидат педагогических наук, доцент

ГРИБАНОВ АЛЕКСЕЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ
директор программы переподготовки СПб ГБОУ ДПО «Ресурсный центр» «Системный подход в развитии и управлении предприятием», executive MBA Стокгольмской школы экономики, кандидат экономических наук, доцент, член всемирной организации по управлению проектами PMI, член Национальной ассоциации управления проектами СОВНЕТ-IPMA, сертифицированный аудитор систем менеджмента качества.
Основатель и управляющий партнер AG BUSINESS EDUCATION. Автор более 40 научных публикаций и учебников по экономике и управлению.

ЖИХАРЕВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ
главный специалист учебно-методического отдела СПб ГБОУ ДПО «Ресурсный центр», социолог
Разработчик программ и проектов в сфере молодежной, социальной политики, образования. Консультант и ведущий программ профессионального и личностного развития.

КИРЬЯНОВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
начальник учебно-методического отдела СПб ГБОУ ДПО «Ресурсный центр», кандидат филологических наук, доцент.
Автор учебных пособий и монографии, разработчик методического обеспечения учебного процесса, член Ассоциации развития финансовой грамотности.

КОЛЫХМАТОВ ВЛАДИМИР ИГОРЕВИЧ
доцент кафедры педагогики и психологии ГАОУ ДПО « ЛОИРО», разработчик модуля «Цифровые технологии и ресурсы в профессиональной деятельности» и стажировки «Цифровые ресурсы поддержки волонтерской деятельности», победитель международного конкурса научно-методических разработок молодых преподавателей педагогических вузов (2019), кандидат педагогических наук

КОШКИНА ВАЛЕНТИНА СЕРГЕЕВНА
куратор программы «Основы волонтерской деятельности», разработчик модуля «Цели, задачи, основные направления волонтерской деятельности», советник ректора ГАОУ ДПО «ЛОИРО», кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный учитель РФ.
Соисполнитель, консультант ряда федеральных и региональных проектов, реализуемых ГАОУ ДПО «ЛОИРО» в 2015-2020 г.

КУРАГИНА ГАЛИНА САЛИХЬЯНОВНА
кандидат педагогических наук, доцент кафедры воспитания и социализации института педагогики ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», участвует в реализации гранта «Психолого-педагогические факторы становления волонтерской деятельности как ресурса развития современного общества»

ЛЕМЕШОНОК АНАТОЛИЙ ФЕДОРОВИЧ
заместитель директора СПб ГБОУ ДПО «Ресурсный центр», кандидат психологических наук, доцент, советник государственной гражданской службы РФ 1-го класса. Разработчик-координатор программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ, автор ряда программ и курсов для бизнес-сообщества, в том числе MBA и HLM.

МАШАРОВА ВИКТОРИЯ АЛЕКСЕЕВНА
Доцент кафедры педагогики и психологии ГАОУ ДПО «ЛОИРО», кандидат педагогических наук, занимается вопросами проектирования и реализации воспитательной деятельности в образовательных организациях, использования современных цифровых технологий в воспитательном процессе и развития познавательной активности обучающихся.
Является автором научный статей, в том числе в журналах из перечня ВАК.

МИНИНА АНАСТАСИЯ АНДРЕЕВНА
проректор по международной деятельности СПбГЭТУ «ЛЭТИ», кандидат технических наук, доцент, является автором более 60 опубликованных научных и учебных изданий, в том числе по вопросам профориентации и организации образовательной деятельности

СИДОРЕНКО СВЕТЛАНА ТИХОНОВНА
советник ректора СПбГЭТУ «ЛЭТИ», почетный работник общего образования РФ.
Стаж работы в системе общего образования Ленинградской области – 29 лет, в том числе более 20 лет в системе управления образованием

СУНДУКОВА ЭЛЬВИРА ИЛЬДУСОВНА
кандидат педагогических наук, доцент кафедры воспитания и социализации института педагогики ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», координатор международного российско-финского проекта

ТОКАРЕВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
директор Института непрерывного образования, старший преподаватель каф. философии СПбГЭТУ «ЛЭТИ», эксперт в области Lifelong learning и онлайн-обучения. Соразработчик портала по профессиональной ориентации граждан Санкт-Петербурга.

ШИЛИНА НАДЕЖДА ЛЕОНИДОВНА
заместитель директора по развитию образовательных проектов ГБУ ДО «Центр «Ладога», председатель Ленинградского регионального отделения Общероссийской общественной детской организации «Лига юных журналистов»

Объявлен набор слушателей на обучение в 2021 году
Уважаемые педагоги, ГАОУ ДПО «ЛОИРО» объявляет набор слушателей на обучение по эффективным программам повышения квалификации, разработанных в рамках федерального гранта Минпросвещения Российской Федерации по реализации национального проекта «Образование».
Итоговая аттестация слушателей








17 октября 2020 года слушатели нескольких групп представили и защитили индивидуальные и групповые проекты создания и развития волонтерской деятельности в образовательной организации. Была проведена общественная экспертиза проектов, которые вызвали неподдельный интерес у всех присутствующих. В дискуссии по итогам защиты состоялся профессиональный разговор о стратегии и приоритетных направлениях развития волонтерства.
Слушатели программы посетили Городской центр социальных программ и профилактики асоциального поведения молодежи Санкт-Петербурга






16 октября 2020 года стажерские практики слушателей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Основы волонтерской деятельности» прошли в одном из лучших учреждений дополнительного образования Северо-Запада Городском центре социальных программ и профилактики асоциального поведения молодежи Санкт-Петербурга. Слушатели разрабатывали мероприятия по поддержке и сопровождению волонтеров-учащихся, проектированию. Слушатели высоко оценили содержание, организацию, профессиональное общение в процессе работы.
Слушатели программы посетили Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена






14-15 октября 2020 года слушатели программы «Основы волонтерской
деятельности» познакомились с организацией работы волонтеров в Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена. После небольшой теоретической части присутствующие приняли активное участие в разработке проектов по формированию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий организации волонтерской деятельности с обучающими. Слушателям в проектировании помогали магистранты – эксперты.
Слушатели программы посетили Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»










14-15 октября 2020 года занятия слушателей курсов повышения квалификации «Основы волонтерской деятельности» прошли в одном из лучших вузов нашей страны Санкт-Петербургском государственном электротехническом университет «ЛЭТИ». Студенты и преподаватели вуза серьезно занимаются волонтерством. Темы занятий – «Волонтерство как ресурс реализации актуальных задач по профессиональной ориентации и успешной самореализации в добровольческой деятельности», «Инновационные ресурсы и механизмы профессиональной ориентации в современных условиях». Слушатели познакомились с историей вуза, посетили современные лаборатории, в которых и проводились занятия.
Слушатели программы посетили региональный центр «Ладога»




12-13 октября 2020 года слушатели курсов повышения квалификации «Основы волонтерской деятельности» выезжали на занятия в Ленинградский региональный ресурсный центр «Ладога», где познакомились с актуальными направлениями деятельности учреждения дополнительного образования, его ведущими специалистами. Основные темы интерактивов – использование
возможностей дополнительного образования в организации волонтерской деятельности, а также инновационные практики волонтерской деятельности в дополнительном образовании. Слушатели получили пакет методических
материалов.
Торжественное открытие программы


9 октября 2020 года состоялось торжественное открытие дополнительной образовательной программы «Основы волонтерской деятельности».
Гостем события была Ирина Григорьевна Дрозденко, директор ГАПОУ ЛО «Мультицентр социальной и трудовой интеграции», председатель Фонда «Место под солнцем». Она познакомила слушателей из разных регионов России с этапами развития Мультицентра как инновационного учреждения, рассказала о роли волонтеров в жизни учреждения.








В течение первых двух дней слушатели на интерактивах занимались проектированием в малых группах и индивидуально, участвовали в деловых и ролевых играх, решали кейс- стади, проводили экспертизу разработанных алгоритмов и проектов.
Впереди новые образовательные модули на лучших площадках Санкт-Петербурга и Ленинградской области.



Объявлен набор слушателей
Уважаемые педагоги, ГАОУ ДПО «ЛОИРО» объявляет набор слушателей на обучение по новым программам в рамках проекта «Учитель будущего» нацпроекта «Образование». Для обучение по программе (4) необходимо оставить заявку и пройти тестирование профессиональных компетенций, подробная информация представлена в специальном разделе ПОРЯДОК ОТБОРА
Обучение по программе (4) в 2020 году завершено. Вы можете ознакомиться с записями трансляций прошедших мероприятий:
- Открытие дополнительной образовательной программы «Основы волонтерской деятельности»
- МОДУЛЬ 1.1 «Цели, задачи, основные направления волонтерского движения» (В.С. Кошкина)
- МОДУЛЬ 1.1 «Цели, задачи, основные направления волонтерского движения» (И.В. Васютенкова)
- МОДУЛЬ 1.2 «Нормативно-правовые основы волонтерских практик» (Е.В. Шеховцева)
- МОДУЛЬ 1.3 «Волонтерские практики: социально-педагогическое проектирование» (Н.В. Тимофеева) (1 видео, 2 видео, 3 видео)
- МОДУЛЬ 2.1.1 «Управление волонтерскими ресурсами. Технология коммуникации с различными категориями волонтеров» (К.А. Замерова)
- МОДУЛЬ 2.1.2 «Взаимодействие с волонтерами. Организация волонтерской деятельности» (К.А. Замерова)
- МОДУЛЬ 2.2.1 «Психолого-педагогические условия организации волонтерской деятельности с обучающимися» (Э.И. Сундукова)
- МОДУЛЬ 2.2.2 «Организационно-педагогические условия волонтерской деятельности обучающихся»
- МОДУЛЬ 2.3.1 «Волонтерство как ресурс реализации актуальных задач по профессиональной ориентации и успешной самореализации в рамках добровольческой деятельности» (1 видео, 2 видео, 3 видео, 4 видео, 5 видео)
- МОДУЛЬ 2.3.2 «Инновационные ресурсы и механизмы в реализации профессиональной ориентации в современных условиях» (А.В. Тимофеев)
- МОДУЛЬ 2.4.1 «Использование возможностей дополнительного образования при организация волонтерской деятельности» (Н.Л. Шилина) (1 видео, 2 видео, 3 видео)
- МОДУЛЬ 2.4.2 «Инновационные практики волонтерской деятельности в дополнительном образовании» (1 видео, 2 видео, 3 видео)
- Модуль 2.5 «Цифровые технологии и ресурсы в волонтерской деятельности» (В.И. Колыхматов)
- Модуль 2.6 «Добровольческая деятельность педагогических сообществ: механизмы формирования» (Н.В. Тимофеева)
- МОДУЛЬ 2.1.1 «Управление волонтерскими ресурсами. Технология коммуникации с различными категориями волонтеров» (К.А. Замерова)
- МОДУЛЬ 2.4.1 «Использование возможностей дополнительного образования в организации волонтерской деятельности» (Н.Л. Шилина) (1 видео, 2 видео, 3 видео)
Все видеоматериалы доступны на видеоканале проекта Учитель Будущего.
Дополнительные материалы (лекции, презентации, материалы для практических занятий) размещены в системе дистанционного обучения ГАОУ ДПО «ЛОИРО» (категория курсов – УЧИТЕЛЬ БУДУЩЕГО 2020).
Для доступа к материалам необходима регистрация в системе и запись на дистанционный курс, подробная информация у куратора обучения.
По вопросам технической поддержки и регистрации в системе дистанционного обучения:


Ванюшкин Андрей Викторович
Фотографии прошедших мероприятий






















Ждем Вас в следующем году!
О начале набора слушателей на обучение по программе (4) в 2021 году будет объявлено дополнительно, следите за информацией.
В данном разделе представлены эффективные практики для организации непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов, а также лучшие практики волонтерства для трансляции опыта и реализации концепции горизонтального обучения
Социально-педагогические проекты волонтерской деятельности по результатам обучения по программе «Основы волонтерской деятельности»
- Эффективные практики обучения будущих волонтеров (опыт работы в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» по профессиональной ориентации школьников)
- Проект «Волонтеры профориентации» (Дубровский Сергей, Гречищева Ксения)
- Проект «Батарейки, сдавайтесь!» (Третьякова Елизавета)
- Проект «Маленькие волонтеры» (Нефёдова Е.)
- Проект «Волонтерский десант «Дети-детям» (Голосуцкая Галина, Попов Дмитрий)
- Проект «Молодежный проектный центр Ленинградской области» (Гордеюк Анна, Порядина Анна)
- Проект «Экологический клуб «Мы – волонтеры «Поколение ЭКО» (Кайданова Елена)
- Проект «Если не можешь изменить обстоятельства – измени отношение к ним» (Юрьева Ангелина)
- Проект «Развитие волонтерской социально-медиативной деятельности в Вологодском промышленно-технологическом техникуме» (Филиппов Игорь)
Серия методических изданий Ресурсного центра по развитию и поддержке волонтерского движения «Мосволонтёр» (Москва, https://mosvolonter.ru/)
- 5 ключей успешной волонтерской программы. Стандарты волонтёрского участия (Решетников О.В., Швец И.Ю., Ширшова И.В., Кондаранцева К.А., 2018)
- Путеводитель по миру волонтерства (Килина А.Г., Кондаранцева К.А., 2018)
- Мир экологического волонтерства (Верещак Ю.В., 2018)
- Мир спортивного волонтерства (Горлова Н.И., 2018)
- Мир социального волонтерства (Белановский Ю.С., Ширшова И.В., 2018)
- Настольная книга медиаволонтера (Ерофеев С.В., 2018)
- Событийное волонтерство как технология вовлечения горожан в системную волонтерскую деятельность (Козель В.Н. при участии сотрудников Ресурсного центра «Мосволонтёр», 2018)
- Добровольчество – ресурс развития. Дайджест зарубежных публикаций
- Волонтерство. Реферативный обзор зарубежных материалов
- Деятельность зарубежных волонтерских ресурсных центров
- Корпоративное волонтерство и вовлеченность сотрудников. Дайджест зарубежных публикаций
Лучшие интернет-практики поддержки волонтерского движения
- Информационный портал полезных дел «Добро журнал»
- Информационный ресурс Ресурсного центра «Мосволонтёр»
- Онлайн-университет социальных наук
- Официальный сайт Российского движения школьников
- Платформа «Добровольцы России»
- Сайт поддержки медиапроекта «Волонтеры будущего»
- Школа социального волонтерства
- Примеры уроков по добровольчеству
- Кейс-чемпионат по гражданской активности (6 кейсов)
- Кейс гражданская активность
- Концепция сценария тематического дня добровольца
Успешные практики вовлечения в добровольческую (волонтерскую) деятельность людей с ОВЗ в ХМАО — Югра (сост. Е.Р. Комлева, Н.А. Хусаинова, 2020)
Сборник лучших добровольческих практик и инициатив (2018)
Лучшие практики, реализуемые волонтерами в сфере организации мероприятий по социально-психологической реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов (опыт субъектов Российской Федерации, 2020)
Подборка видеороликов о волонтерстве
- Почему быть волонтером круто?
- Подборка лучших видеороликов о добровольчестве
- 2018 Год добровольца волонтера
Волонтерство. Видеоурок для детей 15-18 лет (Киностудия «Жираф», Общественного Движения «Дай Лапу», г. Сургут)
Большое спасибо всем нашим слушателям за слова благодарности и отзывы!
В данном разделе будут представлены отзывы от слушателей
















Расписание занятий по программе (4) в марте-мае 2021 года:
- группа 7.4.13: апрель (20, 21, 22, 29), май (6, 12, 18,27), июнь (1,7,8,15,18,23)
- группа 7.4.18: апрель (20, 21, 22, 29), май (6, 12, 18,27), июнь (1,7,8,15,18,23)
- группа 7.4.19: апрель (20, 21, 22, 29), май (7, 13, 19,28), июнь (2,7,8,16,18,22)
- группа 7.4.20: апрель (20, 21, 22, 29), май (7, 13, 19,28), июнь (2,7,8,16,18,22)
Номер группы Вы можете уточнить у своего куратора (методиста) после зачисления (прохождения конкурсного отбора и тестирования профессиональных компетенций).
Контакты для связи
Куратор обучения
Васютенкова Инна Викторовна , заведующий кафедрой педагогики и психологии ГАОУ ДПО «ЛОИРО», к.п.н., доцент
E-mail: vasyinna@andex.ru т. (812) 372-53-95 (доб. 153)
Методисты
Берденникова Н.Г., методист кафедры педагогики и психологии ГАОУ ДПО «ЛОИРО» (группы 7.4.13.,7.4.19.)
Шуенкова А.А., методист кафедры педагогики и психологии ГАОУ ДПО «ЛОИРО» (7.4.18,7.4.20.)
E-mail: pedagogika@loiro.ru т. (812) 372-53-95 (доб.153)